Транспортный стресс представляет собой сложную проблему, которая вызывает большие экономические потери в птицеводстве. Основной ущерб связан с потерей продуктивности, однако при чрезмерных воздействиях птица может погибнуть.
Так, например, перевозка в течение полутора-двух суток вызывает гибель цыплят по нормативу 2 %, а в реальной ситуации может быть и больше. Поэтому перевозка птицы, особенно элитной, представляет серьезную проблему для хозяйств.
Транспортные нагрузки относят к неизбежному стрессу, вызванному воздействием физических факторов. При транспортировке в организме птицы происходят изменения деятельности основных физиологических систем.
Главным звеном в развитии стрессовой реакции и последующей адаптации организма является гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. При длительных перевозках в организме развивается состояние недостаточности адаптационных и защитно-приспособительных механизмов, что приводит к функциональным нарушениям, потере продуктивности и падежу.
Но поскольку перевозки поголовья являются неотъемлемой частью технологии птицеводства, для решения этой проблемы ведется поиск способов снижения воздействия транспортного стресса на птиц.
Одним из подходов к решению является фармакологическая коррекция стрессовых реакций организма с применением иммунотропных препаратов.
Эти препараты:
- активизируют естественную резистентность организма;
- корригируют иммунный статус, повышают устойчивость к неблагоприятным факторам, усиливают иммунный ответ при вакцинации;
- стимулируют приросты и привесы;
- оказывают адаптогенное действие и корригируют реакцию организма на воздействие стресс-факторов .
При применении иммунотропных препаратов, обладающих адаптогенным воздействием, стимулируются защитные силы и приспособительные реакции организма. Адаптогены действуют возбуждающе на гипоталамо-гипофизарную-надпочечниковую систему, вызывают повышенный выброс кортикостероидов и катехоламинов, которые активизируют обменные процессы в организме, и организм подготавливается к экстремальным воздействиям.
Одним из препаратов, обладающих подобными свойствами, является Гамавит, который относится к средствам, изготовленным из тканей живых организмов.
Гамавит – комплексный препарат, основными действующими веществами которого являются плацента денатурированная эмульгированная и нуклеинат натрия; препарат готовят в форме физиологически сбалансированного водного раствора, содержащего аминокислоты, витамины, соли.
Гамавит - биогенный стимулятор, адаптоген, иммуномодулятор, биотонизирующее средство. Он повышает устойчивость к неблагоприятным воздействиям, стрессам, нагрузкам; оптимизирует обмен веществ в организме, снимает интоксикацию, стимулирует рост и привесы.
Как было показано ранее, одним из механизмов действия Гамавита является увеличение выработки эндогенного кортизола в ответ на экстремальные нагрузки.
Учитывая фармакологические свойства, механизмы действия Гамавита, а также положительный опыт его применения на других видах животных, мы предприняли попытку использовать этот препарат с целью подготовить организм цыплят к отрицательному воздействию транспортного стресса.
Гамавит вводили цыплятам в инкубатории внутримышечно через 2-3 часа после вывода из расчета 5 мл на 1000 голов. После этого цыплята были провакцинированы против болезни Марека. Таким образом было обработано несколько партий цыплят общим количеством 60000 голов.
В тот же день цыплята были отправлены на птицефабрики. Продолжительность перевозки разных партий – от 1 до 2,5 суток.
Общая сохранность опытных цыплят составила при перевозке около 100 % (99,97%), в то время как обычно отход цыплят при перевозке достигал 2%.
К 10 дню жизни сохранность обработанных гамавитом цыплят составила 97,6%, необработанных – до 95%.
Таким образом, введение гамавита цыплятам через 2-3 часов после вывода перед вакцинацией:
- повышает резистентность организма к транспортному стрессу;
- увеличивает сохранность при транспортировке и в последующие дни жизни.
Заключение: Применение иммунотропного препарата с адаптогенными свойствами «Гамавит» повышает устойчивость однодневных цыплят к отрицательным воздействиям транспортного стресса и позволяет существенно увеличить сохранность птицы при перевозках, что представляет большую практическую ценность и перспективно для использования в птицеводстве в широких масштабах для снижения потерь поголовья птицы.